Пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. 



Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.


Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?
• Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
• Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
• Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
• Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
• Способствует развитию эмоциональной выразительности. 


Учим вместе: 
Пальчики
Дружат в нашем классе
девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (руки в замок)
маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять. (крутим кулачками)
Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики, начиная с больших пальцев)
Мы закончили считать.  (машем ладошками)

У оленя дом большой
У оленя (показываем рога у оленя)  дом большой (показываем крышу дома),
Он глядит в своё окно. (смотри в окно, ладонь у лба)
Зайчик по лесу бежит, (изображаем зайца)
В дверь к нему стучит: (стучим)
"Тук - тук, дверь открой,
Там, в лесу, охотник злой." (рука вытянута вперёд, вторая рука у противополоджного плеча)
"Зайка, зайка, забегай, (зовём зайца в дом)
Лапу мне давай!"

 Пальчики - друзья
В гости к пальчику большому ( вперёд выставляем большие пальчики)
приходили прямо к дому
Указательный и средний, (по очереди  показываем пальчики)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик - малышок (мизинчики стучаться)
Постучался о порог.
Вместе пальчики - друзья, (стучим кулачками)
Друг без друга им нельзя. (пальцы в замок)

Кошка
Кулачок, ладошка.

Я иду (кулачок) как кошка (рисуем рукой волнистую линию).  

(делаем сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновремено)



Колесо
Сбили - сколотили (указательные пальцы),
Сбили - сколотили (все пальцы),
Сбили  - сколотили (руки)
колесо получили.
Вот какое колесо!(показываем колесо из пальцев)
О - о - о какое колесо! (руки ввперёд, изображаем колесо)
Ого - го какое колесо! (руки вверх, изображаем колесо)
Покатили - покатили колесо (крутим указательные пальцы),
Покатили - покатили колесо (крутим кулачки),
Покатили - покатили колесо (крутим руки перед собой).
Ох, как хорошо! (руки в замок, наклонились к одной ноге)
Ох, как хорошо! (руки в замок, наклонились по середине)
Ох, как хорошо! (руки в замок, наклонились к другой ноге) 
Ох, как хорошо! (руки в замок сзади, прогнулись)


Игра "Червячки"

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 
 Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).


Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Комментариев нет:

Отправить комментарий